Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Главное меню

Последние новости

Православный календарь

Новости

СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. 19.01.2017

СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

    Сегодня, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, у нас великий праздник Богоявления – Крещение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
    Праздник этот особый, потому что в этот день Святая Церковь нам еще раз напоминает о том великом предназначении, которое ждет каждого верного христианина, крещенного во имя Отца и Сына и Святого Духа во оставление грехов и в жизнь вечную, в наследие Царствия Небесного, которое нам уготовал Господь и о котором сказал через Своего апостола Павла: «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9), то есть тем, кто знает Отца Небесного и кто следует за Ним.
    Сегодняшнее Евангелие говорит нам о событии, когда Господь наш Иисус Христос пришел на Иордан креститься от Иоанна, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15), а правдою называет Он волю Божию и Своим примером показывает другим, как надо относиться к Божиим повелениям.  Он и родился от Девы Марии и от Духа Святого, чтобы принять на Себя грехи всего человечества, омыть эти грехи благодатью и вновь соединить человека с Богом, открыть ему двери рая, которые затворились перед Адамом….
    По словам святого Иоанна Дамаскина, после того как Адам преступил заповедь, он потерял доверие у Бога и свое доверие к Богу, был лишен Его благодати, покрыл себя суровостью мучительной жизни, конец которой – смерть, был изгнан из рая и стал подвержен тлению. И каждый человек, рожденный после Адама, нас в себе эту язву греха, как бы раковую клетку, которая передавалась по наследству, и не было возможности исцелиться, не было сил вернуть любовь Божию и получить прощение грехов.
    И вот премудрость, благость и милость Божия измыслила способ спасения человеческого. Вот для этого и послал в мир Бог Отец Своего Сына, Который был рожден от Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. А тогда зачем Ему надо было креститься, ведь Он был свят от рождения?
    Еще раз обращаю внимание на то, что это было нужно для нашего с вами спасения. В своей беседе с начальником иудейским Никодимом безгрешный Спаситель говорит, что для вхождения в Царство Божие каждому человеку необходимо возродиться водою и Духом Святым: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3, 5-6)….

    Недостаточно несколько раз в год, по большим праздникам, приходить в храмы Божии за святой крещенской водой или на освящение куличей на Пасху. Надо жить с Богом, хранить и соблюдать Его заповеди. Это милость Божия, что Он дает нам возможность почерпнуть великую Свою святыню – крещенскую воду – и принести ее в свои дома. Так, благодать Духа Святого только раз в год сходит на эту Богоявленскую воду, как свидетельство истинности православия и свидетельство того, что Бог един и вера одна.
    Далекие от Церкви люди говорят, что Бог един, а верить можно по-разному. Но это ошибка. Мы, православные, верим, что Бог един, но троичен в Лицах, и это откровение  великой тайны Святой Троицы было явлено именно в день Крещения Господня. Именно поэтому праздник этот и именуется днем Святого Богоявления….
    В этот чудный праздник Богоявления освящается все естество вод, а не отдельная ее часть. Святой Амвросий Медиоланский говорит: «Никогда бы воды крещения не способны были бы очищать грехи человеческие, если бы они не были освящены прикосновением к Телу Спасителя. Погрузившись в воду, Спаситель освятил воды бездны и ключи всех источников».
    Некоторые люди собирают крещенскую воду из семи храмов, якобы для «большей силы», - это, конечно, пустое мудрование и лукавство, так как крещенская вода одна. Только раз в году ее можно пить в течение всего дня, окроплять свои жилища, а в остальные дни принимать строго натощак, как величайшую святыню.
    И сейчас, после освящения Богоявленской воды, мы с великой верой и благоговением понесем ее в наши дома. Святые отцы именуют ее даром исцеления, благодатью Святого Духа, потому что она исполнена силы Иордановой, дает прощение грехов, освящает наше внутреннее существо, исцеляет нас от неведомых болезней, освящает наши дома, прогоняет нечистые духи, очищает всякую скверну. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что она хранится и более трех лет, доказывая тем, что это не простая вода, а вода, соединенная с Духом Святым, дающая благодать и жизнь вечную христианину, с верою и надеждою пьющим ее. Сила ее так велика, что одна ее капля может освятить море.
    Поэтому будем подходить за этой водой с великим благоговением и страхом Божиим, с уважением и любовью друг к другу, помня слова Господа, что «многие… будут первые последними и последние первыми» (Мф. 19,30), потому что человек, который уступил и который сам благотворит, получает большую благодать от Бога. Если будем любить Господа, все нам дастся для спасения и бессмертия. Будем благодарить Его всю свою жизнь, уподобляясь пророку Давиду, который закончил Богодухновенную Псалтирь словами: «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150, 6) во веки веков! Аминь.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
«Проповеди на двунадесятые праздники», Москва, 2014 год,
Литургия, 1995 год.



Возврат к списку