Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Главное меню

Последние новости

Православный календарь

Детская страничка


12 СПОСОБОВ ПРОВЕСТИ ВРЕМЯ С СЕМЬЁЙ БЕЗ ТЕЛЕВИЗОРА


1. Свет! Камера! Мотор!

Детишки очень любят переодеваться, особенно девочки! Устройте настоящее шоу с переодеваниями и фотовспышками. Если есть камера, то займитесь съемками Вашего собственного фильма или ток-шоу, возьмите интервью у своего сына и мужа. Потом вы сможете в тайне от всех смонтировать свою ленту и устроить семейный просмотр!


2. Вспомните прошлое.

Найдите в кладовке свои старые фотоальбомы, хорошенько отряхните их от пыли и посмотрите вместе со своим ребенком. Ему будет очень интересно увидеть маленьких маму и папу, молодых дедушек и бабушек, а также узнать историю своей семьи.

3. Поездка «Куда глаза глядят».

Сядьте в машину вместе со всей семьей и отправьтесь в маленькое путешествие. Не планируйте ничего заранее, пусть каждый по очереди выбирает направление. Спустя какое-то время остановитесь и осмотритесь куда Вас занесло;) Тайна всегда привлекает детишек!

4. Помидорка, огурчик, петрушка и …

Устройте сад у себя на подоконнике! Купите семена, землю и горшки в магазине, вместе с детьми посадите их и полейте. Не забывайте ухаживать за ними. Радости Вашего ребенка не будет предела, когда появятся первые всходы! А уж какие вкусные вырастут овощи, правда вам они не достанутся все съест Ваш юный садовод

5. Палаточный городок.

К сожалению, наша весна не позволяет разбить настоящий лагерь на лоне природы, но есть выход! Устройте лагерь дома. Соберите все простыни и стулья, соорудите палатки, сделайте полянку из одеяла и устройте на ней пикник. Ваш малыш будет в восторге!

6. Радость общения.

Вспомните, у кого вы давненько не были в гостях. Может пришло время навестить вашу бабушку или тетю, а может со старым другом вы общаетесь не иначе как в соцсетях? Нет ничего лучше живого общения!

7. Послание в будущее.

Вы можете отправить настоящую весточку для себя и своей семьи в будущее! Нарисуйте с вашим ребенком картинку, возьмите его фотографии, сделайте какие-нибудь интересные вырезки из газет и журналов. Все это возьмите и запечатайте в какой-нибудь герметичный контейнер (бутылочка из-под минералки вполне подойдет). Дату вскрытия можно приурочить к 18-летию вашего ребенка или даже к рождению вашего внука. И оставьте у себя на хранении. Спустя годы для Вас и Вашего ребенка это станет самым неожиданным подарком

8. Веселый повар.

А как на счет идеи приготовить печенюшки для всей семьи? Найдите бабушкин рецепт, замешайте тесто, добавьте начинку и выпекайте до полной готовности. Не забудьте что самый увлекательный процесс для вашего ребенка это украшение. Проявите фантазию и соорудите что-нибудь действительно веселое из ваших печенек. А если сделать порцию побольше, то можно навестить друзей;)

9. Пузырик Бэнд.
Нет лучшего веселья чем мыльные пузыри и музыка. Совместите и то и другое! За пузырями не обязательно ехать в магазин, смешайте мыло с водичкой, возьмите запчасти от ручки в качестве трубочки и выдувайте пузыри. А Ваш малыш в это время пусть играет на домашних барабанах – кастрюлях, крышках и пустых пластиковых бутылках.

10. Благотворительность.

Откройте шкафы, возьмите вещи которые Ваш малыш уже не будет носить, отберите вместе с ним игрушки в которые он уже не играет и отвезите вместе с ним в церковь или детский дом. Приучайте своего малыша к добру с детства;)

11. Генеральная уборка.

Вы можете совместить полезное и полезное. Убираться может быть весело, если делать это всей семьей! Ваши дети с удовольствием возьмут в руки тряпочку и с усердием будут протирать пыль или мыть посуду. Пусть от них будет пользы совсем немного, зато они почувствуют себя взрослыми и нужными и полезными своей семье.

12. Благодарности.

Напишите благодарственные письма друг другу, мамам, папам, бабушкам, дедушкам. Малыши могут нарисовать что-нибудь. Отправьте эти письма по обычной почте! А на следующей неделе ждите звонков со счастливыми голосами ваших родственников. Ведь так приятно дарить радость!

Это далеко не все, чем можно заняться без телевизора!

На улице холодно и в это время, гуляя на улице с детишками можно
(и очень нужно) покормить птичек! 

Только помните, что хлеб - это не лучшая пища для птичек, им тяжело переваривать его, а энергии он дает немного. Также нельзя кормить птиц соленой пищей, сдобой, печеньем, картофельными чипсами и прогорклыми крупами.
Что насыпать в кормушки:
- сырые несоленые подсолнечные семечки
- дробленый арахис
- сырое несоленое сало
- овес
- просо
- пшеницу
- сушеную рябину
- специальный корм для диких птиц

И конечно не забудьте сделать кормушку. Способов ее изготовления есть очень много и легко найти на просторах интернета.

КАКИЕ ИГРЫ ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ?


Ребенок просит с ним поиграть. А мне это занятие кажется ужасно скучным. Что делать? Играть через силу? И во что?
Какие игры полезны для раннего развития детей? Как ребенку проще и быстрее научиться читать и считать? Какими играми можно занять ребенка в очереди в поликлинике или в автомобильной пробке?

Дмитрий ТЮТТЕРИН, педагог:
В последние годы умы молодых родителей занимает странная вещь под названием «ранее развитие». Многие из них во что бы то ни стало стремятся обучить ребенка чтению и цифрам как можно раньше, как будто от этого зависит его жизнь. Между тем такое «ранее развитие» не только вредно для ребенка, но и развитием как таковым не является. Это – обучение и натаскивание, причем совершенно неоправданные, ограниченные буквами и цифрами. Так, одна знакомая учительница музыки рассказывала мне, что родители недовольны отсутствием букв и цифр в песнях, которые она учит с детьми. Представьте, что вы от нечего делать выучили всю таблицу Менделеева. Поможет это вам в жизни? Да, возможно, когда-то и как-то. Но продвинет ли это вас по карьерной лестнице, даже если вы химик? Поможет ли наладить мир в семье? Не заблудиться в новом городе? Поменять кран в ванной? Написать роман?

Так и с ребенком. Все, что по-настоящему развивает его, дает ему навыки для самостоятельной жизни, нередко остается вне родительского внимания. Для дальнейшей успешной учебы ему требуется не знание букв и цифр, а усидчивость, умение концентрироваться, слышать обращенную к нему речь и понимать инструкцию. Для того чтобы хранить мир в семье, ребенку нужно уметь слышать других, понимать чувства окружающих и сопереживать им. Для того чтобы не падать, ребенку надо научиться бегать, прыгать и лазать.
Мы, взрослые, конечно, можем изобрести велосипед в виде курса усидчивости, или учебного предмета «эмпатия», но зачем это нужно, если есть веками проверенные способы? Речь идет об играх. Даже самые простые из них – кладезь для развития ребенка. Вместо того чтобы воспитывать усидчивость за партой, можно поиграть в прятки. Чтобы научить ребенка сочувствию, можно, конечно, сесть и серьезно поговорить, но куда веселее и эффективнее просто поиграть в футбол. Любая сложная игра – отличный тренажер для понимания инструкции. А сколько игр тренируют ловкость и силу – и не перечесть!
Подобно тому как в руках у талантливого и мудрого повара самое простое блюдо становится не только вкусным, но и полезным, игра в руках заботливого и умного родителя приобретает новые краски.
Еще игра – это важный элемент взаимоотношений взрослого и ребенка. Давайте честно: в большинстве случаев мы обращаемся к детям, когда нам от них что-то надо. «Сядь ровно, вымой руки, не ной!» – все это ребенок слышит чаще чем: «Чего бы ты хотел? Какое у тебя настроение? Во что с тобой поиграть?»
Есть родители, которые не хотят, не могут играть с детьми – им это скучно или их это раздражает. Вообще это не норма, когда взрослые не любят играть. Это, конечно, не значит, что взрослый должен целыми днями просиживать за игровой приставкой, но если он попадает в ситуацию игры – он «включается», он получает от этого процесса удовольствие. Игра – это базовая потребность. Не бывает, чтобы человек в своей жизни не испытывал удовольствия от игры, но если родитель почему-то не помнит этого, если игра вызывает у него раздражение – это проблема, и тут надо разбираться с собой.
Если вы не любите играть, не надо делать это через силу, – такой игрой ребенка можно только замучить. Но нужно тогда дать детям возможность поиграть самим. Не кричать на них, когда они слишком шумно, на ваш взгляд, играют, – если они вам мешают, можно отправить их на улицу, в другую комнату или самому пойти погулять. Не надо транслировать им, что игра – это ерунда и лучше заняться серьезным делом. Важно разделять, где ваши представления о мире, а где истина. Потому что вся наука однозначно говорит о том, что детям играть нужно и полезно.
А может быть, и «скучному» взрослому вдруг удастся получить от этого процесса настоящую радость? Возможно, у него получится найти какой-то общий интерес с ребенком и соединить его с игрой: любите футбол – играйте с детьми в футбол, любите путешествовать – устройте географическую викторину, увлечены домашним хозяйством – поиграйте с ребенком в Золушку и задания мачехи. Это позволит вам внести в игру свой опыт, свои интересы, а ребенку даст возможность лучше понять вас.
Игра – это способ что-то дать детям, ничего при этом для них не покупая, не переводя отношения в разряд товарно-денежных. Это то время, которое мы можем подарить им. Это та деятельность, в которой мы можем быть абсолютно на равных с ребенком, где он даже может нас чему-то научить. Играйте с детьми: это надо и им и вам.
ИГРЫ
В эти игры можно играть, используя практически любые подручные предметы, которые найдутся в карманах, в сумке или вокруг вас. Знаете, сколько замечательных игр могут подарить расческа или наушники?

Игра «Змейка»
Возраст: от трех до шести лет.
Развивает фантазию, пространственное мышление, мелкую моторику.
Реквизит: гибкие наушники и несколько небольших предметов (расческа, телефон, кошелек и т.п.).
Место: за столом.
Эта игра в первую очередь предназначена для малышей. Вам потребуются обычные гибкие наушники и несколько любых предметов размером чуть больше или меньше кулака взрослого человека. Расставьте эти предметы в произвольном порядке на столе, после чего дайте ребенку в руки наушники (предварительно надо чашечки скрепить вместе – для этого подойдет любая нитка или резинка; в конце концов их можно просто связать). Инструкция такова: этой змейке надо проползти от одного края стола до другого, не задев ни одного предмета.
Ребенок, держа змею за головку (наушники за динамики), проводит ее до финиша, после чего вы даете задание вернуться обратно, но другим путем, не задев при этом свой хвост.
Если игра ребенку понравилась – она может длиться сколь угодно долго. Ее можно усложнять, добавляя новые препятствия. Если малыш приступил к изучению букв или цифр – змейка может ему помочь: надо дать задание без препятствий выложить змейкой ту или иную букву.

Игра «Рука дружбы»
Возраст: от четырех лет.
Развивает тактильное восприятие, умение общаться, внимательное отношение к окружающим.
Реквизит: нет.
Место: в помещении.
В этой игре могут участвовать от трех до десяти человек. Рассмотрим вариант с тремя. Участники садятся за пустой стол и кто-то один (как правило, ребенок) закрывает глаза и протягивает руку на середину стола. Далее, один из оставшихся с открытыми глазами осторожно гладит протянутую руку. Тот, чьи глаза закрыты, пытается угадать, кто же его погладил. Потом играющие могут поменяться местами.
Особенно хорошо в эту игру играет небольшая группа детей. Взрослый здесь может выступить в роли ведущего. Тогда все дети закрывают глаза, а взрослый обходит стол по кругу, поочередно дотрагиваясь до двух детей, давая тем самым им знак положить руки в центр круга. Задача: найти вторую руку и опознать, кто это. Выигрывает тот, кто первым безошибочно назовет имя обладателя второй руки. Затем идет следующий раунд и ведущий выбирает двух других игроков. Важным условием игры является то, что нельзя проявлять агрессию – шлепать по руке, щипать, тянуть. Человек должен доверять, протягивая руку в круг.
Если у вас не нашлось стола подходящего размера, дети могут устроиться на полу, лежа на животе, головами в центр круга.
Очевидно, что эта игра не подходит для малознакомых людей или общественных помещений. Однако в кругу близких она не только вызовет приятные эмоции, но и позволит сгладить противоречия, поддержит и укрепит всех в хорошем отношении друг к другу.

Игра «Счастливые номера»
Возраст: от шести лет.
Развивает наблюдательность, устный счет.
Реквизит: нет.
Место: на улице, в автомобильной пробке.
Эта игра идеально подходит для того, чтобы занять время, которое мы теряем в автомобильных пробках. Для ее осуществления необходимо достаточное количество машин вокруг, ведь играть вы будете с их номерами. Ваша задача – отыскать такие номера, три цифры которых могут сложиться в пример: первая цифра плюс (минус, умножить, разделить) вторая цифра равно третьей цифре. Так, например, номер «а 123 бв» вам подходит, поскольку 1 + 2 = 3. Так же вам подойдет номер «а 111 бв», так как 1 × 1 = 1. А вот номер «а 777 бв» не годится – примера из него не выйдет. В эту игру ребенок может играть один (такой вариант подойдет серьезному и сосредоточенному ребенку) или наперегонки с вами. Стояние в пробке превращается в увлекательную охоту, а ребенок получает тренинг по устному счету. Если устный счет ему пока недоступен, вы может просто изучать цифры и буквы, выискивая, например, номера с цифрой 7 или с буквой «а». Когда, со временем, эта игра надоест, можно ввести соревнование, кто быстрее найдет десять машин с определенными цифрами.

Игра «Сломанный телефон – 2»
Возраст: от трех лет.
Реквизит: пустая емкость объемом от литра (кастрюля, кувшин, лучше всего – пластиковая бутылка).
Место: не имеет значения
Все вы, без сомнения, знаете игру «Сломанный телефон»: игроки по цепочке передают друг другу слово или фразу на ухо. Веселье заключается в том, что зачастую в конце слышно совсем не то, что было сказано в начале цепочки. Смысла никакого в этой игре нет, ничего она не развивает, но дети ее просто обожают. Однако проблемы возникают, когда вы с ребенком вдвоем, а он очень хочет поиграть именно в эту игру. Цепочка из двоих слишком короткая, вам нужен как минимум один посредник. Таким посредником может стать пустая пластиковая бутылка: откручиваете пробку, прикладываете горлышко к губам и произносите слово или фразу, а ребенок слушает, прижав одно ухо к донышку бутылки и закрыв рукой другое. Эта игра – очень веселая и поможет скоротать время, к ней с удовольствием присоединятся и другие ребята.

Игра «Определи на ощупь»
Возраст: от трех до десяти лет.
Развивает логику, тактильную память.
Реквизит: сумка или пакет и различные мелкие предметы.
Место: не имеет значения.
Предложите ребенку запустить руку в сумку или пакет и на ощупь определить находящийся там предмет. Ребенок должен назвать этот предмет, затем вытащить и посмотреть, угадал ли он. Чтобы эта игра прошла весело и интересно, надо соблюсти несколько несложных правил:
• Подготовьте сумку – в ней не должно быть ничего острого и хрупкого.
• Чем больше разнообразных предметов будет, тем интереснее игра.
• Если вам кажется, что ребенок слишком легко угадывает, – запутайте его: например, совместите колпачок от ручки с ключом или заверните телефон в салфетку.
Для детей эта игра крайне полезна. Развитие тактильного восприятия напрямую связано с развитием мышления. А умение делать выводы при недостатке информации полезно даже взрослому человеку.

Игра «Другое применение»
Возраст: от пяти лет.
Развивает логику, творческое мышление.
Реквизит: различные мелкие предметы.
Место: не имеет значения.
Положите перед ребенком самый обыкновенный предмет. Например, ключ. Предложите ему придумать ситуацию, в которой этот ключ бы пригодился, если его применять не по основному назначению. Например, ключом удобно выковыривать монеты из щели в диване. Или положить на оконный проем, чтобы окно не закрывалось. Или использовать как блесну для удочки. Как всегда, ограничителем может служить только ваша фантазия. Можете называть с ребенком версии по очереди. Чье предложение окажется последним, тот выиграл. И не пугайтесь, если поначалу в голову ничего не придет – стоит немножечко размяться, и версии последуют одна за другой. Как знать, возможно, когда-нибудь эти версии пригодятся вам в быту! Помимо прочего, игра замечательна еще и тем, что к ней подходит практически любой предмет – от заколки до зонтика.

Игра «Новые бирюльки»
Возраст: от четырех лет.
Развивает внимание, концентрацию, мелкую моторику.
Реквизит: две ручки (или палочки, их заменяющие) и много мелких предметов.
Место: в помещении.
В эту игру могут играть от двух до пяти человек. Основана она, как видно из названия, на древней русской забаве – бирюльках. Для этой забавы использовались специальные палочки с крючками и много мелких специально сделанных предметов (как правило, посуда и мебель). Предметы высыпались на поверхность, и участники должны были палочками растащить фигурки, забрав себе как можно больше. Это веселая и очень полезная игра, способная отвлечь на продолжительное время компанию даже самых отчаянных сорванцов. Однако что делать, если под рукой нет специального набора для игры?
Вас выручат мелкие предметы из сумочки или кармана. В ход пойдут мелкие монеты, фантики, зубочистки, скрепки, колпачки от ручек и многое другое. Также можно расцепить связку ключей, и тогда сами ключи, колечко от них и брелок станут прекрасной подмогой в игре. На смену специальным крючочкам придут обычные шариковые ручки. Важно, чтобы эти предметы не были острыми и чтобы ручки были закрытыми. А то последствием игры может стать разрисованный стол.

из книги «Душа вашего ребенка»
http://blog.nikeabooks.ru/karie-igry-dlya-detey/

* * *

Упражнения для улучшения техники чтения


 1. Сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки:  продуктов, которые надо купить;  вещей, которые надо взять в поход;  книг, которые надо прочитать.

2. Организуйте дома просмотры диафильмов. Старенький диапроектор - хороший помощник в этом деле.  Медленная смена кадров, короткие подписи,  удобные для чтения, - все, что нужно для поддержки в освоении техники чтения.

3. Предлагайте ребенку текст для чтения только тогда, когда вы ему его уже прочитали. Читать знакомый текст школьнику намного легче и интереснее (!), чем совершенно незнакомый. Радость узнавания того, что читаешь, - прекрасная помощница в процессе улучшения техники чтения.

4. Используйте прием параллельного чтения:  взрослый читает текст вслух, а ребенок вслед за ним - про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом, устраняется ситуации проверки и оценки качества детского чтения с сопутствующими им тревогой, скованностью, напряжением.

5. Интересный прием для тренировки навыка чтения "Секретное письмо".  На большом листе бумаги взрослый пишет какое-нибудь слово крупными буквами с помощью белой свечи. Понятно, что написанное вами не будет видно на белом листе. Теперь ребенку предлагается закрасить разными цветами с помощью красок и кисти весь лист. Тот момент, когда неожиданно на цветном фоне появляются белые буквы, неизменно освещается чувством радостного удивления ребенка.

6. Устраивайте для своей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная тренировка поможет ребенку легко ориентироваться в пространстве букв и слов, быстро прочитывать знакомые слова, пополнять багаж слов,  в конечном итоге улучшить технику чтения.

Запомните!
Ребёнку, который не умеет хорошо читать, очень трудно выполнять различные задания. Ему неинтересно на уроках, он неусидчив, он не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.

(найдено на просторах интернета)
 

* * *


УРОКИ ДОБРОТЫ


Когда мы были маленькими, любили строить дома для уличных кошек в палисаднике возле подъезда. Мальчишки бегали к продуктовому магазину за деревянными ящиками, девчонки мастерили миски из картонных молочных пакетов, у родителей выпрашивались ненужные подстилки, и вот так из ящиков, травы и кусков ситца мы сооружали дворовую гостиницу для братьев наших меньших. И казалось нам, что мы вершим большое, важное дело: жилище для кошек, где им будет не холодно спать ночами. 

Так мы радовались, пока в наш дом на первый этаж не переехала новая соседка. Мы поняли, что благородной затее пришел конец, когда однажды утром не увидели в палисаднике ни кошек, которые уже привыкли к домикам, ни самих ящиков, ничего. Картонки были выброшены в урну. А мы – строго отчитаны недовольной соседкой за то, что разводим под ее окнами беспорядок и кошачий приют. Со свойственным детям желанием действовать от обратного мы еще раз попробовали соорудить строение, но нарвались на новый громкий скандал. 

Мы дали друг другу горячее обещание не здороваться с ней никогда. И держали его много лет, пока она не переехала в другое место. Так сильна была детская обида. 

Уже тогда стало понятно: главный пример гуманного отношения к миру исходит от взрослого. И точно так же добрый детский порыв может быть взрослым пресечен. 

Немодно нынче быть Дон Кихотом. Я на какое-то время потеряла дар речи, когда услышала, как одна девочка говорит, что Золушка ей ну совсем не нравится, такая скучная, вот Мачеха куда лучше, интереснее. В шесть лет, поразилась я, пример для подражания – Золушкина мачеха? Однако не всем нравится быть добрым. 

Бывает, что эмпатия – врожденное свойство характера. Но это не значит, что дети, которые изначально не проявляют сочувствия, не могут называться добрыми. Хорошее взращивается, ему нужно время, чтобы себя проявить. И в предприятии под названием «Спешите делать добрые дела» дети и родители играют в одной команде. 

Уроки доброты
Слабо действуют на детей нравоучения, одергивания, вбивание в голову прописных истин: «Здоровайся. Говори «спасибо». Не наступай на божью коровку. Не рви цветы на клумбе». А действует на них личный пример. 

Родитель прихлопывает паука полотенцем? Значит и ребенок в следующий раз может раздавить ботинком майского жука. Родитель нелестными словами обсуждает за спиной родственника? Нет ничего неожиданного в том, что однажды ребенок может в лицо назвать того дураком, ведь папе можно, а почему ему нельзя? Родитель выбрасывает сигаретный окурок из окна автомобиля, так стоит ли ждать, что ребенок станет опускать обертку от мороженого в урну? 

Можно не придерживаться никаких воспитательных методов, не читать книг по педагогике, но если в семье говорят чихнувшему человеку «Будь здоров», то и дети, глядя на взрослых, будут желать здоровья. Это будет происходить по инерции. 

И если в семье не оставляют самое лакомое детям, то и дело обделяя себя, а делят вкусное на всю семью и испытывают общую радость, то со временем умение делиться входит у детей в привычку, отличную от той, когда ребенок эгоистично уверен, что все самое лучшее родитель отдаст ему. 

И если родители с удовольствием хвалят детей за хорошие поступки: нарисовал картинку в подарок бабушке, угостил друга шоколадкой, поделился игрушкой в песочнице, то и дети однажды освоят искусство похвалы и смогут хвалить других и искренне радоваться удачам другого человека. 


Как еще родители могут показать детям модель доброго отношения к другим?
- уступать место старшим в общественном транспорте; 
- помочь соседке вынести из подъезда коляску, а ребенка попросить придержать дверь; 
- вместе испечь печенье и угостить ребят в детском саду; 
- без повода дарить цветы воспитательнице, учителю, людям, к которым идете в гости; 
- испечь пирог и поехать навестить бабушку с дедушкой; 
- выбрать и вместе упаковать подарки или угощение гостям, которые приходят к детям на день рождения; 
- участвовать в общественных акциях, которые проводятся в городе (посадка деревьев, субботники, благотворительные концерты); 
- отдать часть своих книг в библиотеку, больницу, дом престарелых; 
- делать благотворительные пожертвования; 
- кормить птиц, мастерить кормушки и скворечники; 
- не ломать деревья, не рвать цветы, не мусорить, убирать за собой площадку после пикников; 
- говорить друг другу спасибо, желать доброго утра и спокойной ночи. 

Уроки сочувствия

Умение сочувствовать приходит с возрастом: годовалый ребенок может рассмеяться, увидев у вас на глазах слезы, в три года он забеспокоится и будет с волнением заглядывать вам в глаза, в четыре – принесет носовой платок и обнимет. Но и такая отзывчивость возникает неспроста, а лишь когда ребенка приучают к тому, чтобы он понимал чувства других. 

Дети не узнают о том, что родители тоже устают, огорчаются, грустят, если мама и папа всегда будут в боевой готовности исполнить любую их просьбу. Нужно озвучивать свои чувства: просить поиграть потише, если вы устали или болит голова, объяснять, что вы заняты и не можете сейчас поиграть в машинки. 

Дети должны уметь различать и внешние проявления эмоций. В книжных иллюстрациях или во время мультфильмов они с вашей помощью могут заметить, как меняются лица персонажей в зависимости от настроения. Своими реакциями родители подсказывают, как нужно себя вести, если ребенку больно: погладить, подуть ушибленное место, обнять, утешить словом. А позже в своих играх дети копируют поведение взрослых: качают заплакавшую куклу, успокаивают ее, гладят по голове. 

Помогая бабушкам и дедушкам, вы даете понять, что люди в возрасте требуют больше нашего внимания и помощи. Но важно, чтобы дети знали, что не только родные заслуживают чуткого отношения, но и все люди. Поддерживайте хорошие отношения с соседями. Возможно, на вашей лестничной клетке живут пожилые люди, и нет ничего странного в том, чтобы в следующий раз, когда вы поедете в супермаркет, зайти и спросить, нужны ли им какие-нибудь продукты, особенно тяжелые: развесной сахар, крупы, овощи. 

Мир не идеален, в нем происходят не только приятные события. Если дети стали свидетелями домашней ссоры, нужно объяснить, почему вы повысили голос на партнера – были рассержены или устали. Если ребенок услышал чужую грубость на улице, объясните ему, что у того человека, наверняка, был плохой день, он встал не с той ноги, потому и накричал на кого-то; это не нормально, но такое случается. 


Говорить, говорить

Дети впитывают все, что им рассказывают, и постепенно накапливают знания. Потому – говорите с детьми обо всем на свете. Обсуждайте вдохновляющие истории о людях, которые делают добрые дела. Рассказывайте о профессиях врачей, пожарных, спасателей, которые всегда приходят на помощь, о том, как без них было бы сложно. 

Побольше читайте, смотрите вместе хорошие фильмы, обсуждайте сюжеты, чтобы знать, как оценивает ребенок различные жизненные ситуации. Выбирайте произведения, где присутствуют яркие образы добрых героев. Играйте вместе в ролевые игры, в которых добро побеждает зло. 

Расскажите детям, что в мире есть много людей с ограниченными возможностями, не способных ходить, слышать, видеть. Зная с раннего детства о том, что все люди разные, но каждый при этом уникален, возможно, именно ваши дети однажды обнаружат в себе способность не поддержать компанию, которая высмеивает заикающегося одноклассника. 

Помощь не потому что, а просто так
Доброта – это не только дело, но и слово. Хвалите детей, отмечайте все хорошее, что они делают для других людей. Верьте в них, поддерживайте добрые начинания: «У тебя все получится». 

Даже совсем маленького ребенка нужно благодарить за помощь – подал вам чашку, вытер пыль, насыпал корм рыбкам. Но не перестарайтесь, будьте искренны, но не преувеличенно восторженны, ведь помощь оказывается не для похвалы, а просто так. Сначала стимул для малышей – копировать действия мамы и папы, затем – получить родительское одобрение, а позже – испытывать внутреннее чувство удовлетворения и радость за того, кому помог. Просто потому что от добрых дел хорошо всем. 

Так однажды после детского сада мы гуляли с сыном на площадке и заметили в снегу игрушечного поросенка. Марик сразу узнал в нем любимую игрушку своего одногруппника, да и я помнила, что молчаливый Артем не расстается с поросенком ни на минуту, а здесь, наверное, в спешке выронил. Мы с сыном вернулись в детский сад, и Марик вызвался: «Давай я сам отдам игрушку!» Он открыл дверь в группу и с протянутым в руке поросенком и счастливейшей улыбкой пошел к своему детсадовскому другу. 

И тот, конечно же, увидел, схватил и прижал игрушку к себе посильнее. «Спасибо!» – крикнул Артем, когда Марик направился обратно к двери, и это были первые слова, которые я услышала от него за полгода. «Пожалуйста», – ответил Марик, и, глядя на мальчишечьи лица, так и не ясно было, кто из них счастливее.

(текст найден на просторах интернета)

***

Чем занять детишек в дождливую погоду?! 
Самое главное хорошее настроение и немного фантазии.


Рыба, зверь, птица

Играющие рассаживаются по сторонам комнаты. Выбирают водящего. Он проходит мимо них, повторяя три слова: «Рыба, зверь, птица…» Внезапно останавливаясь перед кем-нибудь, он произносит громко одно из этих слов, например, «птица». Играющий должен немедленно назвать какую-нибудь птицу, например «ястреб». Нельзя медлить и называть тех зверей, рыб или птиц, которые уже были названы раньше. Тот, кто зазевается или ответит неверно, платит фант, а потом «выкупает» его (читает стихи, поет и т.п.)


Рисуем вместе

Предложите двум игрокам выйти вперед и нарисовать на одном ватмане совместный рисунок. При этом нужно выполнить одно условие: завязать игрокам глаза.Предложите тему для рисунка (природа, домашние животные и т. д.). Пусть игроки заранее договорятся о том, кто что будет рисовать. Затем завяжите им глаза и предложите нарисовать рисунок.
После того, как рисунок будет завершен, развяжите глаза игрокам и предложите посмотреть на то, что нарисовано. Скорее всего, рисунок будет неслаженным, будут допущены ошибки.
Подведите итог. Часто в нашей жизни грех закрывает нам глаза, как эта повязка. И эпизоды нашей жизни порой бывают неслаженными, мы допускаем ошибки. Но Бог снимает повязку под названием “Грех” с наших глаз и мы видим все несовершенство нашего естества. А это даже очень смешно!


Что в рюкзаке?

Игроки команд по очереди подбегают к ведущему, у которого в руках рюкзак, набитый разными вещами. По команде каждый из них засовывает руку в рюкзак (смотреть нельзя!!!), нащупывает любую вещь и говорит, что это, а потом вытаскивает – для проверки. Командам даётся определённое время, и побеждают те, кто узнал как можно больше вещей.

Играйте и улыбайтесь!

***

— От чего бывают детские капризы?

— Капризы часто бывают от природы и от неразумного поведения родителей. Ребенок изменился, подвижным стал, разговаривать начал, вопросы задавать, а мы отвечать не хотим. Он начинает сам одеваться, а мы торопим. А есть капризы, определяющиеся кризисными периодами, когда проявляются негативизм, упрямство — просто состояние переходного возраста в 3, 5, 7, 13 лет. Ребенок сам собой не управляет; он, может, и хотел бы по-другому себя вести, но не получается. Если он воспитывается вне Церкви — обычно это острое состояние, а если ребенок причащается, родители молятся за него — он более умиротворен, кризисы проходят более гладко. Следует всегда миролюбиво поступать, проявлять терпение. И нужно стараться не давать ребенку выбор, а говорить: «Иди и делай». Если ему в эти периоды дать волю, он будет капризничать и проявлять непослушание.

"Беседы о воспитании"
Протоиерей Евгений Шестун

***

Молитвою не докучайте, можно надоесть. Советуйте ему хоть немного да молиться утром и вечером, не читая никаких молитв, а так, умно очи к Богу возводя. Вечером – Бога поблагодарить за день, утром попросить о дне – своими словами, как знаешь, только бы делом. И этого довольно. Поклоны три-пять с такими мыслями. И днем иногда пусть обращается к Богу с краткою молитвою: “Господи, помилуй; благослови, Господи”. Больше этого не нужно. “Трудно ли это, – скажите ему. – Ну, так доставь мне утешение…”
Святитель Феофан, затворник Вышенский

***

Советы как не раздражаться на ребенка (психолог Глеб Слобин):

1. признать, что Господь есть Истинный и главный Воспитатель моего ребенка, Он строит жизнь ребенка и ведет его непостижимыми путями к Себе. Родитель же со-работник Бога (если следует Его заповедям), а не судья в последней инстанции. Это необходимо всегда помнить!

2. принять всем сердцем своего ребенка со всеми его особенностями (разумеется, и теми, которые не нравятся). Настоящая любовь та, которая любит реального человека, а не его прекрасный образ в нашем сознании.
3. соотнести свои ожидания, которые есть у каждого родителя, со своим ребенком, проанализировать их и отказаться от самых несбыточных. Во всяком случае, родительские желания не должны «оплачиваться» детскими слезами, разочарованиями, обидами и травмами.

4. в повседневном взаимодействии с ребенком стремиться посмотреть на ситуацию, вызывающую у вас раздражение, его глазами и постараться понять его.

5. научиться признавать свою неправоту перед ребенком. Посыпать пеплом голову не нужно, но если совесть вас укоряет, почему не извиниться перед ребенком?! Он ведь тоже человек.

6. в конце концов, если вы очень раздражены, скажите об этом ребенку прямо, но сделайте это спокойным тоном (насколько это для вас возможно)

Помощи Божией и терпения!